[ Kassedy ] Ты не должен бороться за то, чтобы жить так, как тебе хочется. Живи так, как хочешь, и плати за это требуемую цену, какой бы она ни была. (с)
С моей стороны был бы грех не поприветствовать сотого ПЧ, но я приветствую Сотого и Сто первого (как параллель тысячи и одной)
Несказанно рада, Близнечный Миф и [V]iper!

Несказанно рада, Близнечный Миф и [V]iper!

И как полагается, сказки))
Близнецы и мифы. читать много Культ близнецов в древности пользовался большим почитанием у разных народов-греков,египтян,римлян,индусов, и т.д. Такое рождение считалось особым знаком богов,их милостью,ведь недаром и многие боги были близнецами(или двойняшками). "... Каждый близнец уже от рождения и в силу рождения - существо божественное, во всяком случае существо сверхъестественное" (Б.Кочубей). Такие культы существовали еще и у так называемых первобытных народов. На территории России культы близнецов до недавнего времени бытовали у народов Крайнего севера, Амура и Сахалина, у нивхов, айнов, ульчей, нанайцев и др., а кое-где существуют и сегодня.
Мать,родившая двойню или тройню,почиталась как божественная наравне со своими детьми в Греции и Риме ,пользовалась огромным уважениеми и нередко такую семью содержала вся деревня или город,взамен же они покровительствовали. В ритуале африканского племени ндембу близнецы символически передаются на попечение всей общины.
В Средние Века в Европе отношения к близнецам изменилось на прямо противоположное. Римская Католическая Церковь, как непогрешимая и не подвергающаяся сомнению опора для любого человека,не одобряла их появления. "Один ребенок-один отец". Так считали церковные мужи,значит у второго ребенка другой отец и значит мать изменила с другим мужчиной,или со злым духом. За такое следовало побивание камнями,в более мягком случае (если семья знатная и богатая) мать заточали в монастырь и она "умирала" для всего света, ребенка же отдавали в другую семью (дав ему в "приданое" некоторую сумму денег),либо убивали,если такой возможности не было.
У ульчей, нивхов, других народов Нижнего Амура, чья жизнь связана с тайгой, отцом близнецов считается "таежный человек" - медведь. Культ близнецов и культ медведей очень близко связаны, что основано на вере в родство людей и медведей. Предполагалось, что беременность у матери близнецов наступала в результате сна, в котором женщина встречала в тайге молодого медведя. У других народов также широко распространен взгляд на близнецов как на детей духов животных и птиц - лошади, рыси, лебедя, волка и других (там же). Во множестве других мифов близнецы выступают как дети духов-стихий. В Центральной Индии, на родине божественных ведических близнецов Асвинов, их связывают с небом и считают, что близнец может спасти жатву от града и ливней. В Перу близнецов считают детьми бога молний и обращаются к ним с молитвой о ветре и дожде, причем ветер на местном наречии именуется "дыханием близнецов". .
В Новое Время со стремительным ростом знаний об окружающем мире и процессов в нем происходящих,постепенным ослаблением позиций церкви,близнецы перестали восприниматься как семейное несчастье.
Близнецовые культы нашли интересное отражение в мифах и легендах народов мира.
Мифы о близнецах можно разделить на мифы о близнецах-братьях (соперниках или позднее - союзниках, близнецах - брате и сестре, близнецах-андрогинах и зооморфные близнечные мифы. В мифах о братьях-близнецах один из братьев связывается со всем хорошим или полезным, другой - со всем плохим или плохо сделанным. В мифах ирокезов и гуронов Иоскеха - создатель солнца и всего полезного на земле, а его младший брат-близнец Тавискарон - создатель скал, вредных животных, шипов и колючек, он вызвал первое землетрясение.
Миф о близнецах - брате и сестре, вступающих в кровосмесительный брак, известен в почти одинаковой форме во многих древних культурах (египетский миф об Осирисе и Исиде, древнеиндийский миф о Яме и его сестре Ями). Нередко предполагается, что кровосмесительный брак близнецов начинается еще во чреве матери, поэтому при рождении двойни - детей разного пола - считается необходимым совершить очистительный обряд.
В индоевропейской мифологии близнецы-братья, называемые "детьми бога неба" (Диоскуры, Ашвины, литовские и латышские "сыновья бога"), ухаживают за своей сестрой - дочерью солнца. В некоторых индоевропейских традициях можно обнаружить след этого мифа (у хеттов, древних ирландцев и индо-иранцах).
В африканских обрядах, связанных с близнечными мифами и культом близнецов, распространено раскрашивание каждой стороны лица и тела в разные цвета - белый и черный - символизирующих смену темного и белого времени). Особенностью многих африканских близнечных мифов является совмещение обоих рядов мифологических противоположностей в одном мифологическом образе (близнечные существа - двуполые существа, андрогины). Таковы демиурги Маву и Лиза (одновременно и близнецы, и андрогины) в мифологии фон в Дагомее; одна часть этого андрогина (Маву) воплощает ночь, луну, радость, другая (Лиза) - день, солнце, труд.
Египетские боги Гор и Сет иногда изображались в виде одной фигуры с двумя лицами
РОМУЛ И РЕМ
Самыми известными близнецами в римской мифологии остаются Ромул,легендарный основатель Рима, и его брат Рем.
Мать Ромула и Рема — Рея Сильвия была дочерью законного царя Альба-Лонги Нумитора, смещённого с престола его младшим братом Амулием. Амулий не хотел, чтобы дети Нумитора помешали его честолюбивым замыслам: сын Нумитора пропал во время охоты, а Рею Сильвию заставили стать весталкой, что обрекало её на 30-летний обет безбрачия. На четвёртый год служения к ней в священной роще явился бог Марс, от которого Рея Сильвия и родила двух братьев. Разгневанный Амулий заключил её под стражу, а младенцев приказал положить в корзину и бросить в реку Тибр. Однако корзину прибило к берегу у подошвы Палатинского холма, где их вскормила волчица, а заботы матери заменили прилетевшие дятел и чибис. Впоследствии все эти животные стали священными для Рима. Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул. Жена его, Акка Ларенция, ещё не утешившаяся после смерти своего ребёнка, приняла близнецов на своё попечение.
Когда Ромул и Рем выросли, они вернулись в Альба-Лонгу, где узнали тайну своего происхождения. Они убили Амулия и восстановили на троне своего деда Нумитора.Спустя четыре года, по воле своего деда, Ромул и Рем отправились к Тибру искать место для основания новой колонии Альба-Лонги. По легенде, Рем выбрал низменность между Палатинским и Капитолийским холмами, но Ромул настаивал на том, чтобы основать город на Палатинском холме. Обращение к знамениям не помогло, вспыхнула ссора, в ходе которой Ромул убил своего брата.
Раскаявшись в убийстве Рема, Ромул основал город, которому дал своё имя (лат. Roma), и стал его царём. Датой основания города считается 21 апреля 753 г. до н. э., когда вокруг Палатинского холма плугом была проведена первая борозда.В Риме не хватало женского населения — соседние народы справедливо считали постыдным для себя вступление в родственные союзы с толпой бродяг, как они называли в то время римлян. Поэтому Ромул придумал уловку — он устроил торжественный праздник — Консуалии, с играми, борьбой и разного рода гимнастическими и кавалерийскими упражнениями. На праздник съехались многие соседи римлян, в том числе сабиняне (сабины). В минуту, когда зрители и, в особенности, зрительницы были увлечены ходом игры, по условному знаку многочисленная толпа римлян с мечами и копьями в руках набросилась на безоружных гостей. В сумятице и давке римляне захватили женщин — кто сколько мог. Сам Ромул взял себе в жёны сабинянку Герсилию. Свадьба с ритуалом похищения невесты с тех пор стала римским обычаем.
ДИОСКУРЫ
В греческой мифологии особо выделяются Диоскуры - Кастор и Полидевк , дети Леды и Зевса.Их считали покровителями мореплавателей во время бури и воинов в битве. В Риме с древних времен Диоскуров чтили как идеальных представителей воинской доблести. Во время бурь и битв они являлись на помощь и сообщали необычайно быстро известия о победе.
В честь Диоскуров была названа древнегреческая колония на Черноморском побережье Кавказа — Диоскуриада — нынешний Сухум, столица Абхазии. Этот факт дал право поместить символ Диоскуров — т. н. Шапки Диоскуров на современном гербе Сухума и на гербе владетелей Абхазии, князей Чачба.
СЫНОВЬЯ АНТИОПЫ
Амфион и Зеф, сыновья Зевса и Антиопы .В мифологии более известен Амфион, царь Фив,муж Ниобы, отец семи сыновей и семи дочерей.
Их мать Антиопа, боясь своего отца Никтея, бежала в другой город и там,вопреки воле отца, вышла замуж.Отец перед смертью попросил своего брата Лика отомстить дочери. Лик взял в плен Антиопу, убив её мужа. По дороге в Фивы он родила двух близнецов. Амфиона отдали на воспитание пастуху. Он стал очень известны музыкантом-кифаредом, лиру ему подарил сам бог Гермес. Согласно поэме о Европе на пение Амфиона приходили камни и звери.
Через двадцать лет Антиопа бежала и нашла сыновей, которые затем захватили город Фивы. Вместе с братом Амфион убил дядю Лика. С братом укрепил Фивы стенами-камни во время строительства сами двигались под звуки лиры Амфиона.
Погиб от стрел Аполлона и Артемиды,которые наказали его жену Ниобу за гордыню, с которой та хвасталась,что родила 14 детей,а мать Аполлона и Артемиды всего двоих.
ДЕТИ ЛЕДЫ (греческая мифология)
Бог Зевс был большим любителем дамского пола,за что неоднократно попадало ему и его возлюбленным от жены Геры. Зевс,пускаясь на всякие уловки,чтобы обмануть жену и на этот раз,увидев прекрасную Леду,явился к ней в виде огромного белого лебедя.Тем не менее Гера прознала про это и напустилась на Леду,которая бежала и случайно попала на остров Делос,где и родила близнецов - сына Аполона и дочь Артемиду.Во время рождения остров заливали потоки солнечного света.
Ледо не кормила их грудью: богиня Фемида приносила им нектар и амбросию,а бог-кузнец Гефест принес ему и Артемиде в подарок стрелы .С тех пор Артемида стала всегда юной богиней охоты, богиней плодородия, богиней женского целомудрия, покровительницей всего живого на Земле, дающей счастье в браке и помощь при родах, позднее богиня Луны (её брат Аполлон был олицетворением Солнца),ей приносили жертвы невесты перед свадьбой,покровительница амазонок,а Аполлон- богом-врачом, помощником, защитником от зла и болезней,охранителем стад и пастухов,он научился искусству прорицания и даже считался «водителем судьбы» — Мойрагетом. Он наделил пророческим даром Кассандру, но после того как был ею отвергнут, сделал так, что ее пророчества не пользовались доверием у людей. Он — основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племен.Также музыкант, кифару он получил от Гермеса в обмен на стадо коров. Покровитель певцов и музыкантов, Мусагет — водитель муз, и жестоко наказывает тех, кто пытается состязаться с ним в музыке. Все певцы и лирники происходят от Аполлона и Муз.
ОСИРИС И ИЗИДА (египетская мифология)
Дети богини неба Нут и бога земли Геба.Оси́рис — бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии,муж и брат-близнец Изиды.
Царствуя над Египтом, Осирис научил людей земледелию, садоводству и виноделию, но был убит своим братом, богом Сетом, желавшим править вместо него. Жена Осириса и его сестра Изида, нашла его труп и стала оплакивать его вместе со своей сестрой Нефтидой. Ра, сжалившись, посылает шакалоголового бога Анубиса, который собрал рассыпавшиеся (а по другому варианту — разрубленные Сетом) части Осириса, набальзамировал тело и запеленал его. Исида же в виде соколицы опустилась на труп Осириса и, чудесным образом зачав от него, родила сына Гора. Гор и зачат и рожден для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца. В то же время он считает себя и единственным законным наследником последнего.
После длительной тяжбы Гор признается правомочным наследником Осириса и получает царство. Он воскрешает Осириса, дав ему проглотить свое око. Однако Осирис не возвращается на землю и остается царем мертвых, предоставляя Гору править царством живых.
Изида- одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства. Исида — «великая чарами, первая среди богов», повелительница заклинаний и тайных молитв; её призывают в беде, произносят её имя для защиты детей и семьи. По преданию, для того, чтобы завладеть тайным знанием и обрести магическую силу, богиня вылепила из слюны стареющего бога Ра и земли змея, ужалившего солнечное божество. В обмен на исцеление Исида потребовала у Ра поведать ей свое тайное имя, ключ ко всем загадочным силам вселенной, и стала «госпожой богов, той, кто знает Ра в его собственном имени». Своим знанием Исида, одна из божеств-покровителей медицины, исцелила младенца Хора, ужаленного в болотах скорпионами. С тех пор она иногда почиталась как великая владычица скорпионов.
ФРЕЙ И ФРЕЙЯ (германо-скандинавская мифология)
Дети Ньёрда(приемного сына верховного бога Одина) и гигантессы Скади.Фрей - бог плодородия и лета,муж и брат-близнец Фрейи.Фрею подвластен солнечный свет, он посылает людям богатые урожаи. Фрей мало уступает в красоте самому Бальдру (богу красоты) и так же добр, как его отец Ньёрд. Он не любит войн и ссор и покровительствует миру на земле как между отдельными людьми, так и между целыми народами.Именем Фрея называется пятницы в языках германской группы. (Friday, Freitag, итд). Он ездил на колеснице,запряженной баранами.
Фрейя (или Ванадис, что значит «дочь Ванов»,богов плодородия) — богиня любви и войны.В Асгарде (мире богов) равных ей по красоте нет во всем мире ни среди богов, ни среди людей, а ее сердце так мягко и нежно, что сочувствует страданию каждого. У Фрейи есть волшебное соколиное оперение, надев которое можно летать в образе сокола, и золотое ожерелье. Когда Фрейя плачет, из ее глаз капают золотые слезы. Кроме того, Фрейя предводительница валькирий. Ездит Фрейя в колеснице, запряжённой двумя кошками; в качестве домашнего животного у неё — Хильдесвини, «боевой кабан», который на самом деле является замаскированным её любовником Оттаром. Живёт Фрейя в прекраснейшем дворце Фолькванге (Folkvang — «Поле людей», «Народное поле»).
Помимо любви, Фрейя «отвечает» за плодородие, урожай и жатву. Жатвы бывают разными, и у Фрейи иногда бывают приступы, из-за которых ей позволительно собирать кровавую жатву. Таким образом, Фрейя может принести победу в битве. Она также забирает себе половину павших воинов (вторую половину забирает себе Один). Это не означает, что она забирает себе худших воинов, чем Один; они делят павших воинов между собой.Фрейя научила людей искусству волшебства и колдовства.В 1830 г. шведский химик Н. Г. Сефстрём обнаружил новый элемент в железной руде из Таберга (Швеция) и назвал его ванадий в честь Ванадис.
БРАТЬЯ АШВИНЫ (индийская мифология)
Сыновья Вивасвата (бога солнца,олицетворяющего свет на небе и на земле, родоначальника людей) и Сараньи, которая сначала родила мужу близнецов Яму (владыку царства мертвых, свирепое божество,насылаюшее старость и болезни) и Ями (его жена, правила адом женщин и рассматривалась как воплощение творческой энергии Ямы). Не желая жить с мужем(т.к. он родился без рук и ног), Саранью превратилась в кобылицу и убежала от него, но Вивасват обернулся жеребцом и настиг ее, отчего родились братья-близнецы Ашвины,Насатья и Дасра.
На золотой солнечной колеснице, запряжённой конями, птицами (орёл, лебеди, соколы), близнецы Ашвины объезжали за день вселенную и прогоняли тьму. Они, как и греческие Диоскуры, связаны со сменой дня и ночи, с ключевыми точками годового цикла. Они - спасители человека, помогающие в беде, возвращающие жизнь умирающим, излечивающие слепых и хромых, приходящие на помощь утопающим и совершающие другие чудесные поступки. Они «прокладывают путь для прекрасной утренней зари Ушас к тем, кто терпеливо ожидал всю ночь». Индийские мудрецы указывают, что «Ашвины есть мост от тьмы к свету». Им молились как заступникам за бедных, детей, любящих, беременных. Считалось также, что они могут исцелять от импотенции и бесплодия. В древнейшем священном писании индусов Ведах им посвящено 54 божественных гимна.
В славянской мифологии также существовало несколько пар близнецов
- Лель и Полель ( сыновья Лады (богини любви,красоты и весны). Леля уподобляют Купидону(богу любовной страсти), Полеля - богу состоявшегося брака.
-Перун (бог грома и молний) и Даждьбог (бог плодородия и солнечного света, живительной силы)
- Мста и Обида (дочери Морены, богиня Зимы и Смерти, жены Кощея,воплощение нечистых сил.)
ТАКЖЕ
- В древнеперсидской религии были известны близнецы Ахурамазда, бог добра и света, и Ахриман, бог зла и тьмы.
- У инков, живших на территории современного Перу, близнецы мужского пола почитались как сыновья бога Молнии. Их считали избранными, носили по улицам с хвалебными песнопениями, они пользовались многими привилегиями. Здесь,как и у других первобытных народов, близнецы и их родители считались особенно сильными и могучими, поэтому им часто отводилась роль магических заклинателей погоды, покровителей плодородия, врачевателей, предсказателей,вождей, певцов.
- У племени дакота в Северной Америке близнецы тоже считались приносящими счастье сверхъестественными существами, которые происходят из другого мира, страны близнецов. Относились к ним поэтому с особым уважением.
Миф инков о близнецах-братьях
Это было ещё тогда, когда двуглавая змея разделяла мир на две части. В нижней части жили смертные люди, а в верхней, где обитали могущественные боги, жили два брата. Братья были близнецами, но один из них всё же был старший, а другой - младший. Воспитывала их добрая и мудрая Лягушка, и выросли братья сильными, смелыми и ловкими.
Наступил день, когда Лягушка позвала братьев и сказала: «Больше вы в моей помощи не нуждаетесь, идите к людям и помогайте им во всём». И дала им при этом корзину с чудесными плодами.
Пришли братья к людям, принесли с собой корзину с дарами - кукурузой, фасолью, хлопком, о которых люди до этого ничего не знали.
Посадили люди семена диковинных растений, и вскоре у них появилось много пищи, было из чего шить одежду. И люди всячески почитали и благодарили братьев.
Однако за всем, что происходило на земле, следили злые демоны. Завидуя веселью и радости людей, по сигналу злейшего двуглавого зверя Рекуая они напали на них. Злые демоны жгли посевы, разрушали жилища, уничтожали людей. Прибежали люди к братьям и пали перед ними: «Помогите нам, смертным. Не справиться нам с демонами. Мы погибнем».
И тогда братья-близнецы выступили против демонов. Это был жестокий бой, но братья победили. Страшный зверь Рекуай не захотел смириться с поражением и бросился на братьев. Но и тут не дрогнули близнецы. Помогая друг другу, они смело сражались с демоном. Не выдержал Рекуай напора братьев, позорно бежал с поля боя и спрятался на Луне.
Не успели люди отпраздновать победу, а братья залечить раны, как на них ополчились демоны моря. И вновь братья-близнецы стали на защиту людей. Они вскочили в тростниковую лодку и поплыли на битву. А лодка была не простая, у неё под днищем были ноги. Ноги побежали по воде и вынесли лодку на середину океана.
Дрались братья с морскими демонами на воде и под водой и победили их. И злая Рыба, и демон Краб, и Осьминог подчинились братьям. С победой возвратились братья-близнецы к людям. И те радостным танцем отметили долгожданную победу.
Но ненадолго наступил покой на земле мочика. Притаившийся на Луне зверь Рекуай не оставил мысли погубить людей, а заодно и отомстить братьям-близнецам. Когда старшего брата не было дома, Рекуаи послал к младшему хитрую Сороконожку. Подползла Сороконожка к младшему брату и зашептала: «Ты сильный и смелый, сделал столько доброго людям, а они, неблагодарные, забыли тебя. Отомсти им! Пойдём со мной, и тебя научат, как это сделать».
И хитрая Сороконожка привела младшего брата к злой Колдунье.
«Герой, много добра ты сделал людям, но они не оценили это,- сказала Колдунья младшему брату.- Подари им теперь оружие, и этим ты отомстишь за всё».
Младший брат сделал так, как посоветовала злая Колдунья.
До этого индейцы мочика не знали боевого оружия, а тут они надели шлемы, взяли в руки мечи и палицы. Люди решили, что они непобедимы и всесильны.
Но оружие злой Колдуньи оказалось волшебным. И когда люди уснули, оружие взбунтовалось.«Мы сильнее людей и не будем им подчиняться»,- решили вещи и, набросившись на спящих людей, стали уничтожать их.
Вернувшись домой, старший брат увидел, как оружие убивает людей, и, бессильный чем-либо помочь им, обратился к богам: «О всемогущие боги, взгляните со своих высот. Почему так жестоко наказаны люди?»
И тогда Верховное божество в сопровождении многочисленной свиты богов спустилось на землю. Боги хватали взбунтовавшееся оружие и разбивали его, превращая в пыль и осколки.
Злую Колдунью боги низвергли в бездонную пропасть. Хитрая Сороконожка уползла и скрылась от возмездия, а страшный зверь Рекуай опять спрятался на Луне. Вот, кстати, откуда лунные пятна.
Младшего брата за то, что поверил злой Колдунье, боги поставили на вершину горы поддерживать небесный свод.
С тех пор боги больше не спускались на землю. Демоны тоже больше не появлялись. Люди вернулись к мирному труду. Старший брат навсегда покинул людей. Но индейцы Перу верят, что когда-нибудь он вернётся и для всех на земле наступят более счастливые времена.
Известны многочисленные мифы о чудесных существах-близнецах, которые часто выступают в качестве родоначальников племени или культурных героев (т.н. близнечные мифы). Близнечные мифы можно разделить на мифы о близнецах-братьях (соперниках или позднее - союзниках, близнецах - брате и сестре, близнецах-андрогинах и зооморфные близнечные мифы. В мифах о братьях-близнецах один из братьев связывается со всем хорошим или полезным, другой - со всем плохим или плохо сделанным. В мифах ирокезов и гуронов Иоскеха - создатель солнца и всего полезного на земле, а его младший брат-близнец Тавискарон - создатель скал, вредных животных, шипов и колючек, он вызвал первое землетрясение.
В некоторых дуалистических мифах братья-близнецы не антагонистичны друг другу, а воплощают лишь два начала, каждое из которых соотнесено с одной из половин племени. Таковы Возлюбленные близнецы у североамериканского индейского племени зуни, которые разделили племя на фратрии - людей зимы и людей лета. Оба Возлюбленных близнеца выступают в роли культурных героев, которые выводят людей из пещеры на солнце и дают им орудия и оружие. В мифах этого типа близнецы часто дублируют функции друг друга, оба полезны, оба заняты лечением людей.
Миф о близнецах - брате и сестре, вступающих в кровосмесительный брак, известен в почти одинаковой форме во многих древних культурах (египетский миф об Осирисе и Исиде, древнеиндийский миф о Яме и его сестре Ями). Нередко предполагается, что кровосмесительный брак близнецов начинается еще во чреве матери, поэтому при рождении двойни - детей разного пола - считается необходимым совершить очистительный обряд, частью которого может быть рассказ близнечного мифа (иногда идея запрета вводится в сам миф).
В индоевропейской мифологии близнецы-братья, называемые "детьми бога неба" (Диоскуры, Ашвины, литовские и латышские "сыновья бога"), ухаживают за своей сестрой - дочерью солнца. В некоторых индоевропейских традициях можно обнаружить след этого мифа (у хеттов, древних ирландцев и индо-иранцах), напр., в "Ригведе".
В африканских обрядах, связанных с близнечными мифами и культом близнецов, распространено раскрашивание каждой стороны лица и тела в разные цвета - белый и черный - символизирующих смену темного и белого времени). Особенностью многих африканских близнечных мифов является совмещение обоих рядов мифологических противоположностей в одном мифологическом образе (близнечные существа - двуполые существа, андрогины). Таковы демиурги Маву и Лиза (одновременно и близнецы, и андрогины) в мифологии фон в Дагомее; одна часть этого андрогина (Маву) воплощает ночь, луну, радость, другая (Лиза) - день, солнце, труд.
Наиболее ранний пласт близнечных представлений прослеживается в зооморфных близнечных мифах, предполагающих участие в близнечном рождении животных или родство между животными и близнецами. У динка в Судане известен близнечный тотемизм - родоначальник племени считается близнецом тотемного животного. Догоны считают, что у каждого человека есть свой близнец - животное. В Древней Индии Ашвинов представляли в виде двух птиц или птиц-коней (др.-инд. aśva - "конь"). Связь двух почитаемых близнецов с конями сохраняется и у древних германцев, и в балтийской мифологии. С конями связывали и Диоскуров.
Истоки близнечных мифов можно видеть в представлениях о неестественности близнечного рождения, которое у большинства народов мира считалось уродливым (а сами близнецы и их родители - страшными и опасными). Обычай отделения родителей близнецов от всего племени (часто с позднейшим переосмыслением в духе сакрализации близнецов и их родителей) известен у многих народов Африки. Выдвинутая Р.Харрисом гипотеза о "великом страхе", который некогда внушали близнецы, вполне согласуется с данными приматологии, устанавливающими у приматов те же основные черты поведения по отношению к двойне (напр., мать близнецов держится после их рождения поодаль от стаи, причем ее отгоняет в сторону вожак).
Переосмысление архаических форм близнечных мифов происходит благодаря признанию сакрального характера как самих близнецов, так и их родителей. Они могут рассматриваться как существа, соприкоснувшиеся со сверхъестественной силой и ставшие ее носителями. Архаический ритуал отделения близнецов от всего племени при этом включается в обрядовый комплекс почитания сакрализованных близнецов и их родителей, а их сверхъестественная сила осознается не только опасной, но часто и благодетельной. В обществах, почитающих близнецов, обычны обряды, связывающие их культ с символикой плодородия, в частности со священными мировыми деревьями. Под священным деревом (Ruminalis Ficus) в Древнем Риме ставились изображения близнецов Ромула и Рема.
Особую роль близнечный культ играет в религии обществ с ярко выраженными следами дуальной организации. В Египте ка считался двойником-близнецом фараона. К раннему близнечному мифу Р.Харрис возводил комплекс представлений, связанных с Фомой в евангелической литературе и в апокрифах (имя Фомы восходит к общсемитскому названию близнеца).
Близнецы в мифах и легендах
Появление на свет близнецов на ранних ступенях существования человечества завораживало умы и давало обильный материал для создания мифов и легенд. Близнецам приписывались сверхъестественные силы, они считались то виновниками несчастья, то предвестниками событий в природе и жизни, которых ожидали или боялись. Передаваемые из поколения в поколение мифы и легенды, наблюдения у племен, находящихся на первобытном уровне развития, а также свидетельства недавнего прошлого дают тому бесконечные подтверждения. Очень часто подчеркивалась противоположность близнецов. Один олицетворял добро, положительное начало, другой — зло, отрицательное начало. Необъяснимым казалось появление близнецов на '• свет: ведь обычно один мужчина мог зачать только одного ребенка, а если их двое, следовательно, в зачатии замешаны боги, демоны, духи, животные. Во многих религиях боги являлись близнецами.
Осирис, повелитель царства мертвых, главное божество в Древнем Египте, был братом-близнецом и одновременно мужем такой же божественной Исиды.
В древнеперсидской религии были известны близнецы Ахурамазда, бог добра и света, и Ахриман, бог зла и тьмы. В древнеиндийском культе богов почитались братья-близнецы Ашвины. Им молились как заступникам за бедных, детей, любящих, беременных. Считалось также, что они могут исцелять от импотенции и бесплодия. В древнейшем священном писании индусов Ведах им посвящено 54 божественных гимна.
В античной мифологии олимпийскому Зевсу —«отцу богов и людей»— приписывалась особая сила в любви. Он принимал участие в зачатии по меньшей мере трех пар близнецов. С титанидой Лето он зачал Аполлона (бога искусств) и Артемиду (богиню охоты), с Алкменой — героя-полубога Геракла, чей брат-близнец Ификл был зачат царем Тиринфа Амфитрионом. Наконец, в результате одного из самых известных и пикантных амурных похождений Зевса появились на свет братья-близнецы Кастор и Поллукс. Зевс в образе лебедя явился к Леде, супруге царя Спарты Тиндарея, и соблазнил ее. Леда — так гласит один из вариантов легенды — отложила два яйца, из одного вылупились Кастор и Поллукс, а из другого — прекрасная Елена. Следовательно, Кастор и Поллукс должны были быть однояйцевыми близнецами. Две яркие звезды созвездия Близнецы названы их именами.
В античной мифологии часто встречаются подкинутые близнецы, вскормленные животными и спасенные людьми. Самыми известными из них являются Ромул и Рем, сыновья бога войны Марса и весталки Реи Сильвии. Они были вскормлены волчицей и воспитаны пастухами. Согласно мифу, в 753 г. до н. э. ими был основан город на том месте, где они были найдены. Ромул, стремясь к единовластию, убил своего брата Рема и стал первым царем Рима. Близнецы увековечены в городском гербе Рима.
Ветхий завет также содержит сведения о близнецах. Исав и Иаков, сыновья Исаака и Ревекки, изображены как символические образы охотника и оседлого скотовода с различными характерами, соответствующими их образу жизни.
Многочисленные доказательства самых различных форм культа близнецов у исторически слабо развитых народностей были получены при этнографических исследованиях и в нашем веке. Из специальной литературы известно, что близнецы в жизни и в обычаях первобытных племен на всех континентах играли или продолжают еще и сегодня играть определенную магическую роль.
Представления о близнецах чрезвычайно многообразны и противоречивы: они колеблются от эйфорического почитания до демонического страха. Даже между соседствующими племенами может наблюдаться резко противоположное отношение к близнецам: радостные праздники у одного племени, преследования и уничтожение — у другого. Во всяком случае, нельзя дать единого объяснения как многим курьезным обычаям, так и вызывающим ужас ритуальным действиям в отношении близнецов.
Много интересного приводит шведский этнолог Лагерк-рантц в специальном исследовании «О желанных и нежеланных близнецах в Африке» (1942). Информацию о культе близнецов дает Бушан в трехтомном труде «Нравы народов» (1921), а также Штернберг (1929), Ян (1979). Приведем несколько примеров из этой литературы.
У инков, живших на территории современного Перу, близнецы мужского пола почитались как сыновья бога Молнии. Их считали избранными, носили по улицам с хвалебными песнопениями, они пользовались многими привилегиями. Здесь, как и у других первобытных народов, близнецы и их родители считались особенно сильными и могучими, поэтому им часто отводилась роль магических заклинателей погоды, покровителей плодородия, врачевателей, предсказателей, вождей, певцов. У племени дакота в Северной Америке близнецы тоже считались приносящими счастье сверхъестественными существами, которые происходят из другого мира, страны близнецов. Относились к ним поэтому с особым уважением.
Индейцы племени ноатка видели в рождении близнецов доброе предзнаменование и связывали их появление с богатым уловом лососевых рыб. Родители близнецов сооружали в стороне от деревни на берегу реки маленькую хижину и ставили вокруг нее деревянные фигуры и маски. Здесь, вдали от своих соплеменников, они должны были провести два года. Отец целый год очищался купанием и красил лицо в красный цвет. Во время купания он пел ритуальные песни, которые содержали хвалу лососям, а также призыв явиться, чтобы увидеть близнецов. Если рыба приходила, верили, что ее вызвали колдовством. Если же она не появлялась, то близнецам и их родителям, конечно, могло не поздоровиться (Бушан, т. III, с. 143).
В верховьях Конго мать близнецов должна была точно соблюдать следующий ритуал: ребенка, родившегося первым, она всегда носила на правой руке, а рожденного вторым — на левой. Если к ней обращались с приветствием, она должна была дважды благодарить, то есть за каждого ребенка отдельно. Если она сама приветствовала кого-нибудь, то также должна была это делать дважды, чтобы оба ребенка были послушными. По той же самой причине она должна была есть обеими руками, иначе один ребенок отстанет в упитанности. Она получала двойные подарки, с тем чтобы ни один из близнецов не почувствовал себя обойденным.
Но есть ритуалы поистине жестокие. У аборигенов Южной Америки рождение близнецов очень часто воспринималось как дурной знак, как доказательство неверности жены или ее связи со злым духом. Поэтому матерей близнецов подвергали наказаниям, иногда даже убивали. У айнов, коренных жителей японских островов, женщины, родившие близнецов, изгонялись своими соплеменницами из боязни, что они могут заразиться и тоже рожать близнецов. Самих близнецов избегали в течение всей жизни. Младшего большей частью убивали или родственники прятали его, а потом бросали в лесу (Бушан, т. II, с. 51; Штернберг).
Рождение близнецов часто рассматривалось как последствие нарушения супружеской верности и считалось, что они отмечены роком. Так было у древних индусов, в Ассирии, Вавилоне, Египте, Абиссинии.
В древнем Перу родителей после рождения близнецов подвергали строгому посту, во время которого они должны были по очереди лежать с одним согнутым коленом до тех пор, пока подложенный под колено боб благодаря теплу и поту не начинал прорастать. После этого супружескую чету с веревкой на шее еще водили напоказ. Обоих близнецов или одного из них часто после рождения убивали (Бушан, т. III, с. 206).
В 1897 г. в пещере в Западной Африке было обнаружено более 300 глиняных горшков с останками брошенных близнецов (Лагеркрантц, с. 46).
В Европе вплоть до средневековья во времена религиозного фанатизма, преследований еретиков многих матерей близнецов обвиняли в сожительстве с дьяволом и вместе с детьми сжигали на костре. В Испании XV в. даже существовал королевский указ, предписывающий сжигать всех женщин, родивших близнецов. Не очень-то давно мы освободились от предрассудков в отношении близнецов, сопровождавшихся произволом и жестокостью.
@темы: music
И про близнецов интересно очень.